МИРЫ Человека Средневековья

 


Ад

У КАЖДОГО ВЕКА - СВОЁ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ..

Станислав Ежи Лец

 

 А вот и самое интересное - 

АД в средневековой мифологии.

 Ад - это действительно жуткое место. И туда попадают только жуткие люди.

Место, где люди и Демоны претерпевают вечное наказание за грехи; при этом Демоны в аду одновременно являются и жертвами, и палачами. 
Истоки средневковой доктрины ада- древнееврейские шеол и геенна. 
Постепенное формирование идеи об особом месте посмертного наказания грешников можно проследить в Ветхом Завете. В Пятикнижии, книге Иисуса Навина, книгах Царств и Судей грешники пока еще наказываются непосредственно в земной жизни, в посмертной же судьбе грешников и праведников нет никаких различий: "Древних израильтян не смущало ни счастье нечестивых, ни несчастье праведников"; Яхве не интересовали отдельные личности, но весь народ целиком. Он наказывал грешников здесь, непосредственно на земле, или в их потомстве.
Идея Ада как богословского понятия заключает в себе ряд спорных вопросов, которые, несмотря на однозначные решения церковных Соборов, пр одолжали волновать воображение теологов и мистиков. 

 
Вечность Ада 


"...Древней меня лишь вечные создания,

И с вечностью пребуду наравне,"

- гласит надпись над входом дантовского Ада (Ад, 3:7-8). Ад сотворен Богом навеки; это положение подтверждается рядом текстов Нового завета: "огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (МАТФ. 25:41); диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (ОТКР. 20:10). Вечность Ада довольно рано стала догматом христианской церкви. Второй Константинопольский Собор (553 г.) осудил в девятой анафеме тех, кто утверждает, что наказание Демонов и людей не будет вечным. Позднее и протестантская теология подтвердила этот догмат (статья 17 аугсбургского символа веры, 1530): Христос... осудил нечестивых людей и Демонов на вечные муки (ит. по: УОКЕР, 22). Сильным эмоциональным аргументом в пользу вечности Ада служило соображение, что прекращение мук было бы незаслуженной милостью для грешников, которые, безусловно, предпочли бы исчезнуть вовсе, чем проводить вечность в аду; эта мысль появляется впервые во 2-3 в. у Юстина, а затем у МИНУЦИУСА ФЕЛИКСА (ОКТАВИЙ) - грешники предпочитают "полностью исчезнуть, чем восстанавливаться для наказаний". (Эту точку зрения не разделяли, видимо, лишь социниане [16-17 ее.] - последователи итальянских теологов Лелио и Фаусто Социни, - которые исп оведывали смерть души грешника вместе с телом; тем самым проблема Ада снималась сама собой). 


Однако не менее сильная эмоциональная аргумента ия от божественного милосердия и божественного совершенства - Бог не может ни допустить вечных мук для собственных творений, ни лишить их возможности раскаяния и возврата к Богу, - вновь и вновь приводила к сомнениям в вечности Ада. МАРКИОН и его последователи (2 в.) верили в освобождение Христом из Ада всех грешников.Душа человека в аду оказывается в неком окончательном, неподвижном состоянии - in statu termini; ей уже не может быть дарована милость раскаяния, она может лишь утверждаться во зле. Это богословское представление точно воссоздано в ДАНТОВОМ "АДЕ": в раздающихся здесь воплях поэт не слышит слез раскаяния, но одни лишь "на Господа ужасные хулы" (5:36). Согласно воззрениям томистов, душа к моменту попАдания в Ад узнала все, что она могла узнать, и не способна уже узнать что-либо, что подвигнет ее на раскаяние. В еще большей степени это относится к Демонам, которые в момент своего падения облАдали всей полнотой знания о мире и потому не могут уже узнать ничего нового, что могло бы изменить их выбор, сделанный раз и навсегда в пользу зла (БАУТЦ, 119). Ад, таким образом, имеет чисто наказующую, но никак не очищающую и исправляющую функ ию, - точка зрения, всегда находившая немало противников, особенно среди последователей Оригена, веровавших в <восстановление вещей>, в воспитательную функ ию Ада и в конечный возврат к Богу даже самых отъявленных грешников, в том числе и Дьявола (Осуждение и спасение Демонов). Так, И. В. ПЕТЕРСЕН в сочинении "ТАЙНА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВСЕХ ВЕЩЕЙ" (нач. 18 в.) доказывал, что наказание в аду сломает извращенную волю Дьявола, и после 50 000 лет адских мук он вернется к Богу Верил ли средневековый человек в эти россказни?.. Верую, ибо абсурдно, так сформулировал не менее знаменитую доктрину средневековый мыслитель Тертуллиан. Своеобразная точка зрения, не правда ли?..

Конструктор сайтов - uCoz