МИРЫ Человека Средневековья

 

ЗАМОК

У КАЖДОГО ВЕКА - СВОЁ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ..

Станислав Ежи Лец

 

Какие же всет-аки поразительные строения были в средние века....

Особенно знаменит архитектурой период 12-13 веков - время тамплиеров.

Тамплиеры, по мнению одного из исследователей, Хенкока, владели секретами Соломона - знаменитого строителя Храма....

Возникновение замков в Европе

Начиная с 9 века, местные вожди начали строить укрепления в виде замков. Первые замки имели простую конструкцию и дизайн, но позднее они эволюционировали в мощные и красивые каменные строения. Многие замки принадлежали королям и их вассалам, но большинство замков были построены по собственной инициативе местными богачами. Поводом для постройки замков была защита территории от варваров, но истинной причиной было закрепление своего контроля над терриорией. Это было возможно благодаря тому, что в Европе в то время не было единой стратегии обороны и не существовало ни одной сильной централизованной власти. Примером застройки Европы замками является французская провинция Пойто. ТАм было лишь три замка до начала рейдов Викингов в 9 веке и аж 39 замков в 11 веке. Подобные процессы происходили по всей Европе. Замки можно было построить очень быстро. До появления пушек защитники замков обладали огромным преимуществом над штурмовавшими замки. Но широкое распространение замков и создание огромных армий для их обороны не привело к перемириям между воинствующими сторонами, а наоборот еще сильнее распалило войны.

Эволюция замков

Самые первые замки строились по принципу Мотте и Двор. Мотте это широкий земляной холм с плоским верхом, обычно 15 метров в высоту. На вершине мотте строили большую деревянную башню. Под мотте находился двор, окруженный деревянным частоколом. Там располагались склады, амбары и жилые дома. И мотте, и двор, были окружены рвами с водой. Эти рвы выкапывали как раз чтобы получить землю для насыпи Мотте. Узкий непрочный мост соединял две части замка. В случае опасности защитники отступали в башню на Мотте, если не могли удержать оборону двора. В 11 веке при постройке замков вместо земли и дерева стали использовать камни. Деревянную башню на вершине Мотте заменили круглым каменным оборонительным сооружением, называемым крепость. Двор и крепость были окружены единой непрерывной каменной стеной, а стена в свою очередь была окружена рвом с водой. В замок вели единственные укрепленные ворота, защищенные подъемным мостом и опускаемыми решетками. Примером этой классической конструкции замка является Лондонский Тауер, построенный Вильямом Завоевателем. Это квадратное каменное строение сначала стояло само по себе и было побелено, чтобы привлекать внимание. Позднее короли дополнили это сооружение сплошными каменными стенами другими укреплениями, оставшимися до наших дней. Конструкция замков была усовершенствованна после возвращения крестоносцев из крестовых походов со сведениями о фортификационных и штурмовых технологиях востока. Появились концентрические замки, в которых крепость была окружена несколькими круговыми рядами стен. Стены сначала укрепляли квадратными, а потом круглыми башнями. Острые углы некруглых башен можно было отколоть, снизив тем самым прочность башни и сделав ее уязвимой. Круглые башни были более надежными. ДЛя более эффективной обороны замков, в верхней части стен и башен были проделаны узкие бойницы. Пушки появились в Европе еще в начале 14 века, но эффективная осандая артиллерия не была создана аж до середины 15 века. Конструкция замков начала меняться, чтобы противостоять мощи пушек. Высокие перпендикулярные стены были заменены на менее высокие, но более толстые наклонные стены. К 15 веку начался упадок замков, так как в Европе сильно укрепилась централизованная власть королей. В 11 веке Вильям Завоеватель утверждал, что ему принадлежать все замки на его территории, и таким образом он хотел забрать их из рук богачей и знати. К 13 веку уже нужно было спрашивать разрешение короля, чтобы построить замок или укрепить уже существующий. Короли старались демилитаризовать замки, так как боялись, что замки могут послужить опорой для разгоравшихся бунтов и восстаний. Замки перестали быть жильем для знати и постепено начали превращаться в руины. Все большую важность приобретали укрепленные города, так как богатство начало концентрироваться в этих центрах промышленности и торговли.

Сооружение замков

Сооружение замков занимало от менее года до двадцати лет. Несколько сотен лет постройка замков была очень важным ремеслом. Известные дизайнеры замков пользовались всеобщим уважением и быстро богатели, а группы рабочих по постройке замков переходили от города к городу. Города, желавшие строить церкви и соборы, вынужденны были соперничать за хороших архитекторов и каменщиков с лордами, желавшими строить замки. Сооружение замка Бьюмарис в Северном Уэльсе началось в 1295 году. Его дизайн был симметричным без слабыз мест. Чтобы построить это сооружение, потребовался труз 30 кузнецов, 400 каменщиков и 2000 рабочих. Рабочие выполняли большую часть работы по копанию, добыче камня, поднятию и транспортировке тяжестей и прочие изнурительные задания. Строительство этого замка так и не было завершено. Массивный замок в Конвее, построенный в Уэльсе королем Англии Эдуардом Первым, был воздвигнут за 40 месяцев. Каменные стены состояли из каменных оболочек с внешней и внутренней стороны, промежуток между которыми был заполнен глиной с камнями. Толщина стен колебалась от 2 до 5 метров.

МОЙ ДОМ - КРЕПОСТЬ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Охота

Охота в бескрайних лесах, полных хищных зверей, — еще один род битвы, еще одна школа войны. Идея мира в сознании людей средневековья естественно сочеталась с идеей охоты. Лучшее доказательство тому — отрывок из поэмы о Жираре Руссильонском: «Теперь для рыцарей настает длительный отдых: начинается благодатное время для собак, грифов, соколов, сокольничих и ловчих». На другой странице той же поэмы король Карл Мартелл, переставший воевать со своими вассалами и сарацинами, говорит баронам: «Пойдемте поохотимся на реку или в лес — это лучше, чем сидеть дома». Наряду с турниром охота является основным времяпрепровождением, поэтому все обитатели замка — охотники. Знатная дама сопровождает своего мужа и скачет с ястребом на руке, она превосходно умеет выпускать птицу и возвратить ее, и успех охоты часто от нее зависит. Что же касается сына владельца замка или барона, то он с семи лет охотится с отцом и матерью, что является важной частью его физического воспитания.
Охота для рыцарей и баронов была не просто способом убить время; это — страсть, страсть неуемная, часто доходящая до исступления, так что Церкви порой приходилось ее осуждать, и по многим причинам. Прежде всего: знатный человек, вечно рвущийся в лес, забывал обо всем, вплоть до церковной службы; а также и оттого, что жестокость законов, регламентировавших занятие охотой и делавших из сеньориальных лесов и дичи нечто священное и неприкосновенное, стала настоящей напастью.

 

Турнир

Ры́царский турни́р — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров —Франция.
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальнойзнати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.
Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги итурнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") — поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить свое копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание — имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.

Война

ОСАДА

В средневековые времена каждый рыцарь имел право частной войны и дорожил им, как своим неотъемлемым сокровищем. Один сеньор, объявляя войну другому, посылал последнему перчатку или две-три шерстинки из своей меховой одежды. То был символ вызова, ответом на который была война. Тотчас же вассалы и родственники группировались как на одной, так и на другой стороне. Не заставляли долго ждать себя и враждебные действия. Один нападал на владения другого, угонял скот его несчастных крестьян, жег их жалкие жилища, осаждал его замок, стараясь захватить в плен и самого замка владельца.
Обитатели города или замка, которым грозила осада, должны были запастись водой, продовольствием и боевыми припасами. Не довольствуясь источником, от которого их могли легко отрезать, жители рыли колодцы и устраивали хранилища для скопления дождевой воды. Чтобы избежать голода, запасались просом, которое не скоро портится, соленым мясом и солью. В то же время удаляли всех тех, кто не в состоянии был принести пользу, угрожая быть только лишним ртом. Так поступили, например, англичане, когда французы осаждали в 1204 году замок Гейлард. Бывали случаи, что таких злополучных людей не принимала ни та ни другая сторона и они бедствовали целыми месяцами. Кроме съестных припасов необходимо было иметь как можно больше оружия, орудий, каменных ядер, а также свинца, смолы и масла.
В свою очередь, осаждавшие, запасшись всем необходимым и расположив свой лагерь перед укреплением, старались всячески воспрепятствовать населению осажденного замка или города получать извне продовольствие, боеприпасы — все, что необходимо для поддержания жизни и продолжения борьбы. С этой точки зрения наиболее выгодным временем года для осаждавших считалось лето — в эту пору и дождей выпадает меньше, и хлеба еще не созрели, а старые запасы бывают уже на исходе. Если осаждавшие рассчитывали довести осажденных до сдачи жаждой, то всячески мешали им пользоваться источником, перекапывали его, бросали в воду трупы людей и животных. Чтобы довести осажденных до необходимости сдаться, отрезали их укрепления от сообщений с теми, кто мог доставлять им съестные припасы. Всех попадавших в плен обитателей осажденного пункта увечили, то есть лишали их дееспособности, и в таком виде принуждали вернуться восвояси уже в качестве нахлебников. Так поступил при осаде итальянского города Фаэнца в 1241 году Фридрих II с беззащитными женщинами, девушками и детьми. С жителями окрестных мест, пытавшимися доставлять осажденным съестные припасы, поступали весьма жестоко. Фридрих Барбаросса, осаждавший в 1161 году Милан, приказал отрубать руки тем жителям близлежащего города Пьяченца, которые будут снабжать миланцев провиантом. В один злополучный день 25 несчастных подверглись этой ужасной расправе.
Осажденные, в свою очередь, ставили различные препятствия, чтобы помешать неприятелю приблизиться к стенам: выкапывали рвы, устраивали палисады, заваливали рвы металлическими «ежами». Кроме обычных укреплений для защиты подножия стены приделывали к ней выступные балконы, так называемые мушараби. Последние снабжались в полу отверстиями, благодаря которым можно было лить на врагов кипящую смолу, масло или даже расплавленный свинец. Сперва мушараби сооружались из дерева, а позже — из камня и превратились в постоянную принадлежность как городских, так и замковых стен.

ЧТО ТАКОЕ СТИЛЬ

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - ЭТОЙ НОВЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ. В готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу —  изображению, составленному из скреплённых между собой цветных стёкол, которое помещали в проём окна. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов. Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
В старом романском храме отдельные его части чётко разграничивались, в готическом — границы между ними стёрлись. Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде. 
В готический период изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или статуй-водостоков — гаргулей.

МИСТИЧЕСКИЕ СТРАЖИ
КОЕ-КТО НАЗЫВАЕТ ЭТИ СОБОРЫ "СКОЛКАМИ" С КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ БУДУЩЕГО...
Конструктор сайтов - uCoz